Мир вокруг нас продолжает стремительно меняться. Перемены могли быть еще более заметными и приносить больший эффект, если бы движение людей, товаров и услуг не сдерживали пограничные барьеры. Многое подсказывает, что изменения в этом отношении не заставят себя слишком долго ждать.
Ситуация с визами и пограничным контролем во многом будет производной от будущего национального государства. По поводу судьбы последнего высказываются разные мнения. Однако на основе того, что мы наблюдаем уже сейчас, можно заключить, что суверенитет отдельных стран с течением времени будет неизбежно ограничиваться.
Но это отнюдь не означает уход со сцены традиционного государства. Постепенно сложится многоуровневая система ответственности, в которой у национального государства, скорее всего, во многих отношениях сохранится ведущая роль. При этом государству придется все больше считаться как с наднациональным уровнем, так и с растущими возможностями отдельного гражданина, который сможет реализовывать свои права, обращаясь, в том числе, к полномочиям наднациональных объединений.
В этой системе многоуровневого взаимодействия ситуация с визами и границами будет одновременно более простой (внутри наднационального объединения) и более сложной (при взаимодействии с третьей стороной).
Наднациональные образования
Есть основания полагать, что развитие ситуации вокруг визового вопроса во многом будет зависеть от будущего наднационального объединения как проекта, в рамках которого государства делят между собой контроль над национальными границами. При этом отдельного рассмотрения заслуживают три аспекта: положение дел с пограничными вопросами внутри этих объединений; отношения между самими интеграционными объединениями; взаимодействие с третьими странами, главным образом, с представителями широко понимаемого Юга.
Если существующие интеграционные объединения сохранятся и будут дальше развиваться, то визовый режим в его некоторых аспектах будет упрощаться. При этом сложно предположить, что крупные интеграционные структуры уйдут в прошлое под давлением вызовов глобализации и конкуренции со стороны как традиционных, так и новых крупных мировых акторов. Альтернатива интеграции пока не просматривается. Издержки отказа от интеграционных проектов выглядят неприемлемыми.
В то же время внутренняя динамика интеграционных объединений, в том, что касается вопросов границ и виз, представляется не столь однозначной. В последнее время страны Европейского союза пошли на частичный пересмотр Шенгенских соглашений, с помощью которых ранее был оформлен режим безвизового передвижения между государствами-членами этого объединения.
Пересмотр договоренностей был вызван наплывом иммигрантов из Северной Африки после начала событий «арабской весны». В то же время Европарламент принял решение, что страны-участницы могут восстанавливать внутренние границы на срок до полугода в исключительных случаях и только с согласия и под контролем ЕС.
По-прежнему сложной остается проблема интеграции в Шенгенскую зону Румынии и Болгарии. Некоторые государства Европейского союза опасаются прихода на свои рынки труда мигрантов из этих стран. Как заявил глава МВД Германии Х.-П. Фридрих, немцы не хотят, чтобы к ним приезжали только за пособием.
Похожие проблемы можно обнаружить и на постсоветском пространстве. В российском обществе раздаются призывы к властям ввести визы для граждан среднеазиатских государств. При этом для многих очевидно, что подобная мера не может не сказаться на интеграционном проекте, который Россия пытается реализовать на территории бывшего СССР. Признание необходимости наличия заграничных паспортов у въезжающих в РФ граждан стран Средней Азии можно считать половинчатой мерой. В то же время меры, принимаемые и Россией, и ЕС, нельзя считать радикальным отходом от курса на безвизовый режим и упразднение пограничного контроля.
Россия и ЕС
Ситуация с визами будет во многом зависеть не только от внутренней динамики наднациональных объединений, но и от отношений между ними. Хорошим примером в данном случае могут служить взаимоотношения между Европейским союзом и Россией. Уже сейчас Брюссель и Москва вынуждены рассматривать проблемы, связанные с функционированием Таможенного союза. На следующем этапе речь пойдет о диалоге двух полноценных интеграционных объединений.
В настоящее время переговоры о безвизовом режиме идут непросто. Если представители российских властей постоянно заявляют о готовности отказаться от виз для граждан стран ЕС, то в европейских столицах говорят о желательности такого развития событий, но подчеркивают, что это возможно только в долгосрочной перспективе.
Представляется, что ЕС не желает идти на отмену виз, прежде всего, по политическим мотивам. Безвизовый режим предполагает более тесный уровень сотрудничества. К такой степени открытости и взаимодействия в Брюсселе не готовы, поскольку имеют множество претензий к внутренней и внешней политике России.
Еще одно важное обстоятельство – нежелание Европейского союза идти на существенное ослабление визового режима для соседей России. По мнению многих в ЕС, отмена виз для России и сохранение их для стран, которые представляют геополитический интерес для Брюсселя, послужат неверным сигналом для этих государств.
Вместе с тем в отношениях России и ЕС по визовому вопросу есть и определенные подвижки. Недавно стороны согласовали «дорожную карту» по отмене виз и нашли решение по спорному вопросу о служебных паспортах. Символически выглядит отмена виз между Калининградской областью и приграничными районами на северо-востоке Польши. Уже год калининградцы и поляки посещают территорию соседей без виз, на основе длительных, многоразовых разрешений о пересечении границы.
Ожидать полной отмены виз в ближайшее время не стоит, однако Калининградский регион может действительно оказаться в этом отношении пилотным. Россия и ЕС могут пойти на существенное упрощение пограничного контроля и процедуры выдачи виз, взяв за основу опыт россиян, пересекающих территорию Литвы по железной дороге.
Сейчас россиянам, едущим из/в Калининградскую область, необходимо оформлять упрощенный документ на проезд – своеобразную форму визы. Для этого нужно приобрести билет не позднее, чем за два дня до планируемой поездки и иметь заграничный паспорт.
Похожая схема может быть положена и в основу решения визового вопроса между Россией и ЕС. Россияне и граждане стран ЕС смогут с помощью упрощенной процедуры получать ту или иную форму визы уже на границе. Можно утверждать, что это дело не столь отдаленного будущего.
Тем не менее движение к полной отмене виз будет осуществляться, как и сейчас, параллельно с усилением контроля на внешних границах интеграционных образований.
Новые технологии и вызовы стабильности
Использование новых технических средств и информационных технологий будет способствовать постепенному отказу России и ЕС от виз. Уже сейчас у государственных институтов появляются все новые технические средства контроля над перемещением граждан, и дальше этот процесс будет только развиваться.
На очереди – создание крупных баз данных в рамках государств и наднациональных объединений. В перспективе эти базы, скорее всего, будут открыты – в том, что касается правонарушений и пересечения границ, – для других стран. Оперативный доступ представителей государственных структур к информации такого рода значительно упростит ситуацию с визами. В связи с этим внимание должно быть обращено на усовершенствование паспорта как персонального информационного носителя, способного хранить достаточно большое количество разнообразной информации.
В долгосрочной перспективе развитие средств электронного контроля сделает возможным функционирование надгосударственного органа (по типу Интерпола), в компетенцию которого войдут вопросы контроля над границами.
В будущем границы как таковые вообще могут исчезнуть, так как передвижение человека можно будет отслеживать с помощью средств электронного контроля, в том числе размещенных в космосе.
Однако для того чтобы система обмена информацией работала в полную силу, чтобы появились условия для окончательного отказа от виз, необходим определенный уровень доверия, который невозможен без стратегического сближения (в данном контексте – России и ЕС). В долгосрочной перспективе этому нет альтернативы, поскольку обе стороны сталкиваются с одними и теми же вызовами. Один из главных вызовов исходит от миграции из стран широко понимаемого Юга.
Многие регионы, примыкающие к границам России и ЕС, переживают период нестабильности. Расширяющаяся территория хаоса к югу от Европейского союза не может не стимулировать лидеров стран Европы к поиску возможностей для упрочения отношений с Россией. В свою очередь, Россия заинтересована в углублении контактов с одним из своих основных торговых партнеров.
При этом в будущем давление с Юга будет только расти. Север Африки, как и остальная, большая часть континента, а также Ближний Восток по-прежнему будут служить поставщиками иммигрантов в развитые страны. Помимо нелегалов регион будет экспортировать нестабильность. Россия сталкивается с похожими проблемами в отношении Центральной Азии. Расширяющиеся очаги нестабильности делают углубление сотрудничества между Россией и ЕС неизбежным. Это относится и к отношениям России и США.
«Мир двух скоростей»
Серьезные изменения в ситуацию с визами и границами, несомненно, внесет развивающаяся архитектура международных отношений. Все более отчетливо проявляющийся многополярный характер нового мирового порядка не сможет не видоизменить подход к визовой проблеме.
Уже сейчас образуются новые региональные и иные коалиции государств. Дальнейшее сближение и расширение взаимных контактов в рамках этих союзов поставят перед их участниками задачу упрощения визовых процедур. Это актуально, например, в отношении стран БРИКС.
На очереди – дальнейшая демократизация системы основных международных институтов. На этом фоне символически выглядит появление «Большой двадцатки». Тенденция вовлечения все большего числа государств в процесс глобального управления, несомненно, продолжится. Реформа Совета Безопасности ООН, расширение числа его участников не заставят себя долго ждать.
Дееспособные государства, стоящие за этими переменами, будут заинтересованы в обмене информацией, укреплении мировой стабильности и усилении контроля за глобальными процессами. В связи с этим визовые ограничения контактов между ними будут постепенно смягчаться. В то же время в отношении менее дееспособных образований, которые будут восприниматься как источник нестабильности и угроз безопасности, политика, связанная с визами и пограничными вопросами, вероятно, будет ужесточаться. В итоге в глобальном масштабе можно будет говорить – по аналогии с «Европой двух скоростей» – о «мире двух скоростей».